Воскресенье, 19.05.2024
Саратовский скутер клуб
Меню сайта
Категории каталога
статьи [9]
Главная » Статьи » статьи

Мототехника как объект угона и как с угоном бороться
Мототехника как объект угона и как с угоном бороться (начало)

Страницы: 1 | 2 |

Давно прошли те времена, когда мотоцикл или мотороллер (скутер) можно было спокойно оставить во дворе, просто вынув ключ из замка зажигания или повесив замок на колесо. Сейчас российские города просто переполнены всяческими моральными уродами, которые если и не угонят Ваш аппарат – так обязательно его искорежат, проколют шины и отломают зеркала. К тому же современный мотоцикл или скутер в России до сих пор является экзотикой и вызывает повышенное внимание прохожих, особенно детей – а те с поразительной непосредственностью начинают вертеть ручки и щелкать переключателями, что также не способствует сохранности техники.

Да и в смысле угона не чувствуют себя в безопасности ни обладатель навороченного спортбайка с ценой в несколько десятков килобаксов, ни скромный владелец подержанного корейского скутера или изделия отечественного мотопрома. Разница только в том, что у первого аппарат угонят скорее всего “профессионалы” на продажу или запчасти, а у второго “гопники” - чтобы покататься и скинуть в ближайший пруд. Поэтому проблемой обеспечения сохранности своих “двухколесных друзей” обеспокоены буквально все их владельцы.

Иммобилайзер или сигнализация?

Если Вы не знаете, чем они отличаются – вот простая классификация:
Задача сигнализации – “орать” при любом покушении на Вашу собственность, отпугивая пугливых и сообщая Вам о факте покушения.
Задача иммобилайзера – не позволить угонщику уехать на Вашем аппарате, укатить его и так далее, то есть обездвижить аппарат.

Технология угона мототехники (скутера, мотоцикла, мокика) значительно отличается от той, что применяется для угона автомобилей. Разница обусловлена прежде всего разной мобильностью объектов угона – автомобиль, обездвиженный несколькими системами иммобилайзеров (включая надежные механические замки руля и КПП), можно быстро угнать только методом погрузки в эвакуатор или специально подготовленный трейлер (что, согласитесь, канительно и достаточно заметно), в то время как скутер или легкий мотоцикл можно голыми руками забросить в кузов любой “Газели” или просто утащить в ближайший подвал, где и разобрать на кусочки.

Поэтому единственный реально полезный для двухколесного друга “иммобилайзер” - это старая добрая такелажная цепь (толстые звенья, лучше каленая) с амбарным замком (диаметр “сырой” дужки не менее 10 мм или каленая дужка 6 мм), которую пропускают сквозь раму, колесо и ближайший массивный предмет (например, батарею отопления в подъезде). Разного же рода китайские мотозамки на руль или колесо даже не стоит всерьез обсуждать – это, может быть, еще помогает в Японии или на глухих задворках Европы (где и двери домов частенько не запирают, между прочим), но в России давно вызывает лишь смех.

В то же время роль сигнализации как средства защиты “двухколесного друга” гораздо выше, чем аналогичная ее роль в случае с автомобилем. Причин тому несколько, и основная – опять же в различной мобильности. Вы можете поставить свой скутер или мотоцикл значительно ближе к собственному жилью (или магазину, в который пошли за покупками) – что означает Вашу более быструю реакцию на срабатывание сигнализации и меньшее время для совершения угона злоумышленником. Кроме того, пищащие и воющие сигнализацией автомобили уже примелькались, окружающие просто не обращают на них внимания – в то время как гудящий и мигающий огнями скутер или мотоцикл большинству в новинку (многие вообще не подозревают, что двухколесные аппараты могут иметь сигнализацию), поэтому и такой аппарат, и ковыряющийся в нем субъект вызывают повышенное внимание (которое угонщику совершенно ни к чему, ибо означает наличие множества свидетелей преступления и, соответственно, реальные перспективы на продолжительный отдых за решеткой).

К тому же срабатывающая сигнализация – хороший способ отпугнуть любителей покрутить ручки на чужом аппарате, а также неплохое средство против вандалов, ломающих и портящих все более красивое, чем привычный им антураж “места жительства” на помойной куче.

Что поставить?

До последнего времени любителям мототехники приходилось устанавливать на свои аппараты автомобильные сигнализации (благо любой современный мотоцикл или скутер имеют бортовую электросеть с 12-вольтовым аккумулятором). Такое решение, конечно, вполне работает – однако имеет ряд недостатков:
Габариты. На скутере или мотоцикле намного меньше места для размещения самой сигнализации, ее датчиков, исполнительных реле и сирены, чем в автомобиле.
Питание. Емкость аккумулятора типичного скутера или легкого мотоцикла в 10 раз меньше, чем на автомобиле. Это означает, что сигнализация в дежурном режиме посадит аккумулятор в 10 раз быстрее, если не принять специальных мер по снижению потребляемого ей тока.
Избыточность. Слишком много внимания в типичных автосигнализациях уделено функциям иммобилайзера (блокировок двигателя и т.д.), практически бесполезным для легкого мотоцикла или скутера, в ущерб собственно функциям обнаружения проникновения и сигнализации об этом. Кроме того, слишком много внимания в автосигнализациях уделено контактным датчикам (открытия дверей, капота и багажника) – бесполезным на мотоцикле или скутере.
Несоответствие алгоритмов. Автомобильные сигнализации часто имеют алгоритмы активации, основанные на закрытии дверей и иных подобных деталей, отсутствующих на двухколесных транспортных средствах.
Компоновочные проблемы. Датчики автосигнализаций спроектированы для установки в салоне легковых автомобилей, имеющем большие размеры (соответственно рассчитаны их рабочие зоны), сухом и защищенном от пыли и грязи, имеющем замкнутый каркас в основном из металлических панелей. В таком салоне не является проблемой разнести датчики (не имеющие, как правило, пыле- и влагозащиты), основной блок сигнализации и вспомогательные устройства (например, пейджер) при возникновении взаимных помех. Совсем другое дело на мотоцикле или скутере – его рама лишь отчасти прикрыта пластиковыми панелями, не обеспечивающими защиты установленной под ними электроники от влаги, пыли и грязи. Вдобавок рама весьма компактна – так что даже просто найти место для установки всех модулей сигнализации непросто, а если к этим местам предъявляются какие-либо повышенные требования (например, отсутствие значительных вибраций и нагрева, или строго горизонтальное положение датчика), то установка автосигнализации может превратиться в настоящую головоломку.

Из всего этого клубка проблем до последнего времени приходилось выкручиваться, компонуя систему из разнородных датчиков и блоков, более-менее подходящих для мототехники. К счастью, известная своими инновациями питерская фирма Magic Systems обратила внимание на эту проблему и выпустила специализированную мотосигнализацию MS-Bike, имеющую ряд важных отличий от автомобильных образцов:
Очень низкий ток потребления в режиме охраны (около 2,5 mA без дополнительных датчиков – то есть обычного мотоаккумулятора 5A/ч хватит на 2000 часов дежурного режима, а это почти три месяца);
Компактный базовый блок – при этом со встроенными датчиком удара и мощными силовыми реле сирены и световых сигналов (то есть основной блок обеспечивает минимальную функциональность без всяких внешних реле и датчиков);
Можно подключить дополнительные датчики (микроволновый датчик и датчик наклона), а также контактные датчики (например, закрытия багажника). Также возможно подключение пейджера;
Динамический код брелка Keeloq, до 5 брелков. Радиоканал брелка позволяет удобную скрытую установку основного блока, дальность действия – до 50 м;
Основной блок не имеет никаких органов управления (переключателей и резисторов), он полностью конфигурируется и управляется с брелка – то есть может быть установлен в таком месте, куда доступ крайне затруднен.

Всяких функций и опций, как всегда у Magiс Systems, вагон и маленькая тележка:

Охраняемые зоны мотосигнализации:
двухуровневый встроенный датчик удара с дистанционной регулировкой чувствительности;
контактный выключатель багажника;
зона замка зажигания.

Охранные функции:
блокировка двигателя от несанкционированного запуска;
динамический код брелока Keeloq;
энергонезависимая память состояния системы;
тревога при слабом ударе
тревога при сильном ударе
тревога от концевого выключателя
тревога при подаче зажигания
возможность передачи сигналов тревоги на пейджер;
автоматическое взятие под охрану отключённой контактной зоны охраны при самовосстановлении неисправного контактного выключателя.
тревога при приближении к мотоциклу от микроволнового датчика (требует доп. датчика)
тревога при попытке наклонить или покатить мотоцикл от датчика наклона (требует доп. датчика)
включение и выключение режима охраны со звуковыми и световыми сигналами подтверждения;
бесшумная постановка/снятие с охраны;
светодиодная индикация и звуковая индикация факта тревоги в режиме охраны (память тревог);
включение режима охраны с отключённым датчиком удара;
отключение внешней зоны микроволнового датчика при постановке на охрану (для двухзонных датчиков);
автовозврат в режим охраны (защита от случайного снятия с охраны)
режим “паника”;
установка чувствительности датчика удара с брелока;
прерывание любой тревоги с брелока без изменения режима охраны;
индикация количества разных брелков в памяти системы.
предупреждение о несанкционированном вводе брелка.

Внешний вид базового блока и двух вариантов брелков показан на рис.1. Кроме них, в базовый комплект входят 4 жгута проводов (см. рис.2) с “секретной кнопкой” и двухцветным светодиодом. Фактически, это все, что Вам понадобится для реализации минимального комплекта сигнализации, если Вас устраивает использовать в качестве сирены штатную “бибикалку” скутера или мотоцикла. Ну а если не устраивает – стоит (поверьте, еще как стоит!) потратить дополнительные 5$ на компактную пьезосирену. Она, конечно, занимает прилично по меркам мототехники места – но свою цену отработает на полную катушку.

Рис.1 Базовый комплект сигнализации MS-Bike с двумя брелками (E – влагозащищенный, F - обычный).

Среди прочего обращает на себя внимание отказ конструкторов экономить на технологических разъемах – ведь все жгуты можно было бы наглухо впаять в плату (как это и делается на некоторых дешевых сигнализациях), наплевав на неудобство установки и замены модуля. Ан нет – сделано, как правильно, а не как дешевле. В результате основной блок имеет четыре разъема (см. рис.1). Разъем А служит для подключения сильноточных исполнительных цепей (силовые +12 вольт, указатели поворотов и цепь иммобилизации), разъем B – для остальных сигналов (включая массу и +12 вольт для питания электроники), разъем D – для подключения секретной кнопки, разъем C – для подключения двухцветного светодиода.

Рис.2 Кабели, входящие в базовый комплект MS-Bike. А – секретная кнопка с проводом, D – сигнальный светодиод с проводом, C – кабели силовых цепей и блокировки, B – кабели сигнальных цепей.

Внутри базовый блок MS-Bike демонстрирует современные технологии (SMD-монтаж, микропроцессорное управление, достаточно продвинутая элементная база) – см. рис.3. Основной объем маленького пластмассового корпуса занимают силовые реле (для своей мощности они также весьма компактны), электроника же ужата почти до предела, как будто блок проектировали для космического спутника. Ну что же – конструкторы сделали все, что могли, для облегчения монтажа блока в условиях мотоциклетной тесноты.

Рис.3 Базовый блок сигнализации MS-Bike со снятым кожухом.

Встроенный датчик удара весьма неплох – для столь легкого и не слишком устойчивого объекта, как скутер или мотоцикл, он обеспечивает вполне достаточную защиту от посягательств. При установке на легкий скутер Yamaha Jog (см. референсную установку) даже при средней чувствительности датчика (=4) достаточно лишь слегка задеть кожух или руль аппарата – и тут же поднимается такой вой, как будто вандалы начали крушить скутер кувалдами.

Фирменная фенечка датчика удара Magic Systems, двухзонная реакция на воздействие, оказалась довольно удачной находкой. При небольшом толчке (чуть тронули аппарат) сигнализация отзывается коротким предупредительным сигналом (“не трогай – а то заору как следует”), а при попытке снять аппарат с подножки или открыть какую-либо крышку сразу начинает голосить во всю силу. Кроме того, сигнализация MS-Bike умеет автоматически снижать чувствительность датчика удара – после пяти срабатываний подряд чувствительность датчика занижается, а если срабатывания продолжаются еще пять раз – датчик полностью выключается. Также чувствительность датчика можно изменять дистанционно с брелка. Это действительно полезно - вот реальный пример: скутер припаркован на обочине дороги, на которой имеется приличная колдобина, и каждый проезжающий мимо КАМАЗ вызывает срабатывание датчика удара сигнализации. К счастью, брелок Magic Systems имеет большую дальность действия (до 50 метров стандартный, до 150 метров специальный усиленный) – так что не составляет никакой проблемы уменьшить чувствительность датчика, не выходя из дома. Кроме того, специально для подобных случаев MS-Bike имеет режим установки на охрану с пониженной чувствительностью датчика удара (обратите внимание, что при этом одновременно отключается внешняя зона микроволнового датчика - если он установлен).

В целом, как я уже говорил, встроенный датчик обеспечивает вполне приличную защиту “двухколесного друга”, однако требует внимательного отношения при парковке на улице вблизи источников вибрации (плохие дороги, трамваи и т.д.) – чтобы не будить соседей воем среди ночи. Эту проблему в большой мере решает использование совместно с датчиком удара дополнительного микроволнового датчика.

В качестве дополнительных датчиков для MS-Bike наибольший смысл имеют датчик наклона MS-TL (производства самой Magic Systems) и микроволновый датчик MWS-2A (тайваньской фирмы Falcon) – см. рис.4.

Рис.4 Дополнительные датчики, расширяющие возможности сигнализации (A – датчик наклона MS-TL, B – двухзонный микроволновый датчик Falcon MWS-2A).

Рис.5 Датчик микроволновый Falcon MWS-2A со снятым кожухом.

Двухзонный датчик Falcon MWS-2A хорошо известен по автосигнализациям и представляет из себя опробованную, надежную конструкцию – одну из лучших в своем классе. Он реагирует на приближение любого проводящего объекта (человека, автомобиля) на весьма приличном расстоянии (впрочем, это регулируется). Его диаграмма чувствительности представляет из себя грушеобразную фигуру с максимумом чувствительности в сторону, противоположную разъему для подключения кабеля.

При правильной установке Falcon MWS-2A является отличным дополнением к базовому блоку сигнализации MS-Bike, не только вызывая тревогу при попытке подойти вплотную к аппарату, но и обеспечивая предупредительное срабатывание (“кваканье”) в дальней зоне – то есть отгоняя зевак без раздражения окружающих воем сирены. Кроме того, при использовании микроволнового датчика можно существенно снизить чувствительность датчика удара, не опасаясь ослабить защиту Вашего "двухколесного друга".

Рис.6 Датчик наклона MS-TL со снятым кожухом.

Датчик наклона MS-TL является относительной новинкой и представляет из себя настоящий триумф Hi-Tech технологии (поскольку базируется на специальной микросхеме фирмы Analog Devices, именуемой в техническом обиходе пьезогироскопом). Характеристики MS-TL на порядок лучше, чем у любого распространенного конкурента – он реагирует на наклон всего в 0.5 углового градуса по любой оси, причем не требует для своей работы близкого к горизонтальному положения (фактически, зона нечувствительности все-таки есть, но она очень узкая и находится в районе 90 градусов от плоскости основания датчика – то есть тогда, когда скутер или мотоцикл будут лежать на боку). Датчик автоматически калибруется в течение 40 секунд, принимая свое текущее положение за истинный горизонт, и далее отвечая сигналом тревоги на любое (даже очень плавное) изменение наклона. После выдачи сигнала тревоги датчик заново калибруется примерно за 15-20 секунд, принимая новое положение за горизонт, и опять ловит изменения наклона. Встроенный фильтр убирает ложные срабатывания датчика, вызываемые сотрясением почвы или ударами.

Датчик MS-TL весьма дорогой – но очень эффективен ввиду своей безумно высокой чувствительности и продвинутого интеллекта. С другой стороны, эта же чувствительность создает в случае мотоцикла или скутера некоторые проблемы – датчик ловит малейшие просадки грунта под подножкой, вызывая ложные тревоги, поэтому снабженный таким датчиком аппарат следует парковать на прочном (асфальтовом, каменном или бетонном) покрытии. Кроме того, иногда датчик ловит даже покачивания аппарата от сильных порывов ветра. Что поделать – у всякого плюса есть своя цена.

Рис.7 Такой вот наборчик – мечта мотоциклиста (сигнализация MS-Bike, два брелка, датчики наклона и микроволновый).

Референсная установка

Установка сигнализаций – занятие весьма хитрое, каждый мастер имеет в нем свои секреты, которыми по понятным причинам не спешит делиться с окружающими. Есть свои секреты и у меня, однако я поделюсь с Вами не только основными принципами установки, но и конкретным примером установки сигнализации MS-Bike на конкретный аппарат (популярный скутер Yamaha Jog Artistic серии 3KJ – см. рис.8). Надо сказать, что дизайн, агрегаты и проводка этого скутера типичны для большинства легких скутеров фирмы Yamaha (3KJ,3YJ,4YJ,4KJ), а современные легкие скутеры фирм-конкурентов (Suzuki и Honda) имеют в части установки сигнализации минимальные отличия от данного аппарата – так что данную установку можно с полным основанием считать референсной (то есть показательным образцом, который может служить отправной точкой для установки сигнализации на почти любой скутер, а с небольшими компоновочными изменениями – и на многие мотоциклы, особенно японские).

Рис.8 Мой личный скутер Yamaha Jog Artistic (серия 3KJ).

Современные скутера (как и многие современные мотоциклы) имеют систему электрооборудования, существенно отличающуюся от автомобильной. В частности, если на автомобилях применяется объединенная система питания, в которой генератор и аккумулятор вместе работают на всех потребителей энергии, то на многих современных мотоциклах (особенно легких) и скутерах принята раздельная схема питания, в которой аккумулятор питает одних потребителей, а генератор – других (хотя, разумеется, специальный регулятор при работающем двигателе перераспределяет часть энергии генератора для зарядки аккумулятора и подпитки “его” потребителей). То есть современная система мотоциклетного электрооборудования, несмотря на “автомобильный” постоянный ток +12 вольт, имеет две раздельных цепи +12 вольт – одна цепь от аккумулятора (на ней +12 вольт есть всегда), и вторая – от генератора (на ней +12 вольт есть только при работающем двигателе). Причем система зажигания питается от второй цепи – что позволяет завести современный мотоцикл или скутер вообще без аккумулятора, и делает блокировку двигателя отключением аккумулятора невозможной.

Разумеется, всякий современный скутер или мотоцикл имеет электростартер – однако одновременно все они имеют запасной ножной кикстартер, что делает блокировку электростартера с целью предотвратить угон также совершенно бессмысленной. Одновременно это означает, что угонщику для отключения сигнализации достаточно просто отсоединить аккумулятор – и затем, заведя мотор кикстартером, он может спокойно уехать.

Система зажигания на всех современных мотоциклах, скутерах, мокиках и квадроциклах электронная бесконтактная, причем датчик Холла почти везде наглухо вмонтирован в двигатель. Что характерно – и генератор (переменного тока с выпрямителем, как на автомобилях, только с самовозбуждением от постоянных магнитов, чтобы запускаться без аккумулятора) также обычно наглухо вмонтирован в двигатель и имеет встроенное реле-регулятор, доступ к которому крайне затруднен (наружу из генератора выходит единственный провод +12в). И даже если реле-регулятор внешний, его отключение не помешает завести двигатель - генератор сконструирован японцами так, что постоянных магнитов хватает для выработки достаточного для работы зажигания тока. Все режимы работы зажигания задает микропроцессорный контроллер-коммутатор, имеющий минимум выводов (обычно 5 проводов – масса, +12в от генератора, вход от датчика Холла, выход на катушку зажигания и провод принудительной остановки мотора). Вся эта проводка “двигатель - коммутатор - катушка зажигания” очень компактна, лежит сверху двигателя и легко прослеживается, так что внесение изменений в нее неэффективно. Еще более неэффективно использование для иммобилизации скутера или мотоцикла идущего от коммутатора к замку зажигания “провода принудительной остановки” – остановка мотора достигается замыканием этого провода на массу, поэтому любой грамотный угонщик просто откусывает этот провод прямо на коммутаторе, заводит мотор кикстартером и уезжает, без всякой возни с замком зажигания.

Ну как, Вы уже достаточно напуганы и считаете противоугонную защиту “двухколесного друга” заранее обреченным делом? Напрасно – если к делу подойти с умом, можно добиться вполне надежной защиты, и я сейчас покажу, как это делается.

Категория: статьи | Добавил: Обнаженная_ветром (22.03.2009)
Просмотров: 981 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 sar-skyt-club  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz